Назад
Главная
Тюнинг
Раздел посетило
человек

Усовершенствование отопителя

Отопитель "Запорожца" имеет довольно много недостатков, затрудняющих нормальное пользование им: ручное переключение режимов, отвлекающее водителя при движении, отсутствие регулировки теплопроизводительности, низкая надежность вследствие непродуманности электрической схемы (мощная свеча накаливания "висит" на слабых контактах температурного и центрального переключателей), не предусмотрено включение вентилятора отдельно от свечи накаливания и бензонасоса.

1. Все на реле!

Как уже было сказано выше, отсутствие реле в цепи свечи накаливания является довольно серьезным недостатком данного агрегата. Рис.1 На рисунке показана стандартная схема электрооборудования запорожского отопителя, на которой красными мигающими линиями показан путь тока к свече накаливания. Видно, что на пути тока помимо большого количества проводов более десятка контактных соединений (не считая тех, которые не показаны на схеме - идущие на аккумулятор). Сечение проводов в цепи свечи и дополнительного сопротивления составляет всего 1-1.5 мм2. Все это не лучшим образом сказывается на времени разогрева свечи, увеличивая его. Но основное - это ток порядка 20 ампер, проходящий через контакты, которые (да и провода тоже) на него явно не рассчитаны. Я не нашел никаких данных ни по одному из переключателей, но судя по размерам их контактов, максимальный ток через них - ампер 5-6. Для устранения данных недостатков я поставил реле 90.3747. Его обмотку подключил к клеммной колодке, куда до этого подключался один из выводов дополнительного сопротивления, второй ее вывод - на "массу". Силовой плюс взял прямо с аккумуляторной батареи, провел его на общий контакт реле. С замыкающего контакта подсоединил провод на дополнительное сопротивление свечи. Сечение этих проводов взял 3 мм2 - вполне достаточно, чтобы выдержать ток порядка 20 - 25 ампер.

Принятые меры позволили не только продлить срок службы контактов, но и ускорить розжиг отопителя. Так, время разогрева свечи сократилось почти вдвое - это стало заметно в темноте, когда через сопло теплого воздуха хорошо видно раскаленное дополнительное сопротивление.

Кроме этого полезно также поставить реле в цепь питания электродвигателя. Он потребляет не очень большой ток (примерно 3 А), но по окончании продувки по звуку его работы слышно, что отключается он не мгновенно, а в течение 3-5 секунд, так как у температурного переключателя трубка остывает медленно и соответственно, его контакты тоже не сразу размыкаются и обгорают.

 

2. Автоматический розжиг

Ручное переключение режимов работы отопителя отвлекает водителя от управления и требует достаточно точного выдерживания времени разогрева свечи. Для облегчения управления отопителем я решил использовать простейший таймер, который включал бы подачу бензина через вполне определенное время после включения отопителя.Рис.2 Схема таймера показана на рисунке 2. Она очень проста и не содержит каких-либо дорогих и дефицитных деталей. Конденсатор - К50-16 или К50-35 (можно и импортный). Зуммер - любой на напряжение 12 В, лишь бы звучал достаточно громко (я купил в Южном порту, судя по виду - китайский или тайваньский). Реле К1 - 90.3747 с переключающимися контактами. Настройка состоит в регулировке переменного резистора R2 так, чтобы время с момента включения до срабатывания реле составляло 40-50 секунд при напряжении притания 12 В. Подключается схема к электрооборудованию отопителя следующим образом: питание берется с вывода 4 переключателя (см рис.1), выход подключается к проводу, идущему на бензонасос и электромагнитный клапан отопителя. Первое положение переключателя при розжиге не используется, его можно (с соответствующей переделкой электрооборудования) использовать для включения только электродвигателя (летом иногда бывает нужно) Для сигнализации о потреблении большого тока и одновременно отсутствии подачи бензина служит зуммер. Режим работы в этом случае можно определить следующим образом (отопитель включен):

Внешнее проявление Режим
Звучит зуммер, горит контрольная лампа Разогрев свечи
Зуммер не звучит, контрольная лампа горит Розжиг
Зуммер не звучит, контрольная лампа не горит Автоматическое горение

Эта схема пока лежит у меня в столе, все работает, но при первом удобном случае я ее поставлю.

 

4.Регулирование теплопроизводительности отопителя

Отопитель у "Запорожца", как известно, не имеет регулировку теплопроизводительности. Заслонки, расположенные на впуске холодного воздуха, этой проблемы также не решают. В очень холодную погоду с их помощью можно заставить салон быстрее прогреваться, но все же недостатки их очевидны: при заборе воздуха только из салона ухудшается вентиляция, не исключено увеличение концентрации продуктов горения в воздухе салона (особенно если где негерметичность или прогар стенки теплообменника). Но наверное самое главное - это чрезмерная теплопроизводительность при температурах воздуха, близких к 0 градусов. В то же время требуется обдув ветрового стекла теплым воздухом (чтоб не запотевало). Периодическое отключение отопителя - полумера, поскольку его требуется так же периодически включать, а это отвлекает водителя от дороги, особенно если нет автоматического розжига. Да и ток свеча накаливания потребляет довольно большой.

Устранение указанных недостатков и повышение комфорта в салоне зимой - тема достаточно актуальная (см. конференцию по ЗАЗ на AUTO.RU, там есть множество сообщений по усовершенствованию отопителя). Из всех предложенных схем наиболее продвинутой я считаю ту, которая опубликована на сайте zaz.komi.ru в разделе "Модернизация отопителя. Электроискровой розжиг". Из этой схемы я использовал левую верхнюю часть, которая непосредственно управляет электромагнитным клапаном регулятора подачи бензина (показана на рис. 3). По сравнению с той схемой здесь есть небольшое изменение: емкость конденсатора С2 увеличена с 15 до 22 мкФ, чтобы обеспечить период следования импульсов около 2.5 секунд (а было чуть больше секунды).

Рис.3

Эта схема представляет собой мультивибратор с постоянным периодом и переменной скважностью импульсов. Регулирующий элемент - переменный резистор R4, который ставится в любом удобном месте на щитке приборов. Светодиод желательно тоже поставить в доступном месте, но так, чтобы его мигание не отвлекало водителя, с этой же целью подобрать резистор R8 так, чтобы вспышки светодиода не были слишком яркими. Практически все элементы схемы (кроме светодиода и переменного резистора) смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размерами 49х34 мм (рис.4).

Благодаря столь малым размерам устройство удалось разместить в корпусе от негодного аккумулятора для мобильного телефона и размещение его на автомобиле не представляет трудностей. Питание на схему подается с контакта 4 переключателя отопителя. Желтый провод, идущий на электромагнитный клапан, подключается на выход устройства. При розжиге отопителя необходимо обеспечивать максимальную подачу топлива на свечу, а регулировать уже после срабатывания температурного переключателя. В противном случае горение в отопителе может затухнуть

Назад
Главная
Тюнинг